УТВЕРЖДЕНО

ПАЛАТОЙ АУДИТОРОВУЗБЕКИСТАНА

N 23

НАЦИОНАЛЬНОЙ АССОЦИАЦИЕЙ БУХГАЛТЕРОВ  И  АУДИТОРОВ  РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАНN 99 а

18.04.2008 г.

ПОЛОЖЕНИЕ №99 а

по проведению рейтинговой оценки деятельности аудиторских организаций

Республики Узбекистан

Общие положения

Основные определения

Предмет и цели

Общественный совет

Права Общественного совета

Обязанности Общественного совета

Рабочий орган

График проведения рейтинга

Текущий период рейтинга

Перечень вопросов для проведения рейтинга

Методика рейтинговой оценки

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности», постановлением Президента Республики Узбекистан «О дальнейшем совершенствовании деятельности аудиторских организаций и повышении их ответственности за качество оказываемых услуг» от 4 апреля 2007 года N ПП-615 и регулирует процессы разработки Методики рейтинговой оценки деятельности аудиторских организаций Республики Узбекистан (далее по тексту — Методика рейтинговой оценки), организации и проведения рейтинговой оценки деятельности аудиторских организаций Узбекистана общественными организациями аудиторов Республики Узбекистан.

Положение регулирует действия общественных организаций аудиторов Республики Узбекистан при организации и проведении рейтинговой оценки деятельности аудиторских организаций Республики Узбекистан (далее по тексту — Рейтинг).

 

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Методика рейтинговой оценки — документ, в соответствии с которым рассчитываются рейтинговые оценки деятельности аудиторских организаций Республики Узбекистан.

 

Организация и проведение Рейтинга — процесс, включающий в себя разработку перечня вопросов для Рейтинга, его распространение среди аудиторских организаций Республики Узбекистан, получение от них необходимой информации, ввод и обработку полученной информации, расчет и формирование итогов Рейтинга, а также их публикацию и распространение в средствах массовой информации.

 

Общественный совет — общественный орган, состоящий из числа представителей общественных организаций аудиторов, Министерства финансов, а также высокопрофессиональных аудиторов, соответствующего профиля научных работников и преподавателей Республики Узбекистан.

 

Рабочий орган — специально создаваемый общественными организациями аудиторов хозяйствующий субъект, непосредственно осуществляющий процесс организации, проведения и публикации (распространения) результатов Рейтинга в соответствии с Методикой рейтинговой оценки и настоящим Положением.

 

Перечень вопросов — список вопросов, утвержденный Общественным советом, на которые обязаны ответить аудиторские организации при проведении Рейтинга.

 

График проведения Рейтинга — документ, отражающий временные рамки с начала организации Рейтинга до момента публикации его итогов.

 

Текущий период Рейтинга — отчетный период, финансовые и нефинансовые показатели которого анализируются при проведении рейтинговой оценки деятельности аудиторских организаций.

 

Полный перечень итогов Рейтинга — весь комплект итогов рейтинговой оценки деятельности аудиторских организаций, полученный в результате рейтинговой оценки в соответствии с Методикой рейтинговой оценки.

 

Обобщенные итоги Рейтинга — укороченный вариант итогов Рейтинга, предназначенный для публикации в средствах массовой информации.

 

ПРЕДМЕТ И ЦЕЛИ

 

Настоящее Положение устанавливает единые требования общественных организаций Республики Узбекистан к разработке Методики рейтинговой оценки, а также к организации и проведению Рейтинга.

 

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ

 

В целях регулирования процессов разработки Методики рейтинговой оценки, организации и проведения Рейтинга, совершенствования Методики рейтинговой оценки в соответствии с настоящим Положением со стороны общественных организаций аудиторов Республики Узбекистан создается Общественный совет.

В состав Общественного совета входят:

— уполномоченные представители общественных организаций аудиторов Республики Узбекистан;

— представитель Министерства финансов Республики Узбекистан;

— представители аудиторских организаций Республики Узбекистан в лице аудиторов с сертификатами САР/CIPA;

— научные работники и преподаватели в области аудита.

Общее количество членов Общественного совета должно быть нечетное и не менее 7 человек. Конкретный состав и количество членов Общественного совета ежегодно определяют и утверждают общественные организации аудиторов Республики Узбекистан.

Члены Общественного совета ведут свою работу на общественных началах и не получают вознаграждения ни в каком виде.

Кворум считается достигнутым, если в голосовании участвуют не менее 2/3 утвержденного состава членов Общественного совета.

При отсутствии члена Общественного совета по объективным причинам (болезнь, служебная командировка, трудовой отпуск и т.д.) вопрос вариантов его замены решается Советом исходя из представления другой кандидатуры от организации, представителем которой является отсутствующий член Совета, путем обычного голосования.

При смене служебной должности одного из членов Общественного совета организация, представителем которой он являлся, обязана представить кандидатуру другого своего представителя.

 

ПРАВА ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА:

 

утверждение Методики рейтинговой оценки деятельности аудиторских организаций Республики Узбекистан;

— утверждение Перечня вопросов (далее по тексту — Вопросник), высылаемых аудиторским организациям — участникам Рейтинга;

— определение источников финансирования процесса организации и проведения Рейтинга;

— утверждение Графика проведения Рейтинга;

— утверждение руководителя Рабочего органа по проведению Рейтинга;

— утверждение источников финансирования Рабочего органа, расценок участия в Рейтинге и заслушивание отчетов Рабочего органа;

— принятие решения о совершенствовании Методики рейтинговой оценки;

— утверждение Полного перечня итогов и Обобщенных итогов Рейтинга;

— рассмотрение жалоб по итогам Рейтинга, предложений и замечаний по развитию и совершенствованию процесса Рейтинга;

— сообщение уполномоченному лицензирующему государственному органу о неполучении (несвоевременном получении) от аудиторской организации материалов для проведения Рейтинга;

— принятие мер по устранению обнаруженных нарушений правил, установленных Методикой рейтинговой оценки и настоящим Положением, и недопущению подобных нарушений в будущем.

 

ОБЯЗАННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА:

 

быть объективным, беспристрастным, не преследовать корпоративных интересов определенной аудиторской(их) организации(ий);

— рассматривать проекты документов рабочего органа, предложения и замечания по ним в течение 14 календарных дней;

— не оказывать влияния на Рабочий орган в ходе проведения Рейтинга;

— после расчета и формирования итогов Рейтинга проверить его соответствие Методике рейтинговой оценки;

— утверждать Полный перечень итогов и Обобщенные итоги Рейтинга;

— рассматривать все жалобы и предложения, поступившие по итогам проведенного Рейтинга;

— в случаях возникновения разногласий между членами Общественного совета при обсуждении вопросов искать пути конструктивного их решения;

— перед началом очередного Рейтинга рассматривать возможности совершенствования процесса проведения Рейтинга и Методики рейтинговой оценки;

— сохранять конфиденциальность информации, полученной во время участия в работе Общественного совета, не передавать ее третьим лицам;

— ведение и хранение рабочей документации Общественного совета.

Любые предложения и замечания членов Общественного совета к процессу организации и проведения Рейтинга, а также Методике рейтинговой оценки должны быть конструктивными, объективными и не должны препятствовать своевременному проведению Рейтинга в соответствии с Графиком проведения рейтинга.

Если Общественный совет в течение 14 календарных дней не сможет принять конкретного решения по представленному Рабочим органом документу, то этот документ считается принятым Общественным советом.

При рассмотрении итогов Рейтинга и/или нарушений, допущенных со стороны Рабочего органа во время его проведения, член Общественного совета, который является одновременно членом Рабочего органа, в голосовании не участвует.

Председатель Общественного совета избирается из числа руководителей общественных организаций аудиторов, который не может быть руководителем Рабочего органа.

После публикации и/или рассылки аудиторским организациям Вопросника за текущий период Рейтинга Общественный совет не имеет права вносить любые изменения в данный документ.

 

РАБОЧИЙ ОРГАН

 

Общественные организации аудиторов совместно учреждают хозяйствующий субъект, основным уставным направлением деятельности которого является организация и проведение рейтинговой оценки деятельности аудиторских организаций республики.

На Рабочий орган возлагается организация и проведение нижеперечисленных работ:

— разработка и совершенствование Методики рейтинговой оценки;

— разработка Вопросника для проведения Рейтинга;

— рассылка проектов разработанных документов членам Общественного совета, сбор предложений и замечаний для их обобщения;

— внесение на утверждение Общественного совета проектов разработанных документов;

— организация распространения Вопросника среди аудиторских организаций республики;

— сбор и обобщение в соответствии с Методикой рейтинговой оценки материалов, полученных от аудиторских организаций;

— проведение рейтинговой оценки деятельности аудиторских организаций республики;

— формирование Полного перечня итогов Рейтинга, подготовка текстов разъяснений к Обобщенным итогам Рейтинга;

— внесение на утверждение Общественного совета Полного перечня итогов Рейтинга, в случае обнаружения ошибок или отклонений от Методики рейтинговой оценки — принятие мер к немедленному их исправлению;

— внесение на утверждение Общественного совета Обобщенных итогов Рейтинга;

— подготовка материалов для распространения Полного перечня итогов Рейтинга;

— организация публикации и распространение Обобщенных итогов Рейтинга в средствах массовой информации;

— принятие предложений и замечаний по Методике рейтинговой оценки, а также сбор жалоб и предложений по вопросам организации и проведения Рейтинга с последующей передачей их на рассмотрение Общественного совета;

— подготовка аналитических и маркетинговых исследований рынка аудиторских услуг в обезличенном и обобщенном виде, а также распространение их итогов на коммерческой основе;

— ведение и хранение рабочей документации Рабочего органа.

Все разработанные документы Рабочего органа по организации и проведению Рейтинга, а также изменения по совершенствованию настоящего Положения и Методики рейтинговой оценки вступают в силу после их утверждения Общественным советом.

В средствах массовой информации публикуются Обобщенные итоги Рейтинга аудиторских организаций. Полный перечень итогов Рейтинга аудиторские организации получают непосредственно от Рабочего органа.

Рабочий орган имеет право использовать полученные от аудиторских организаций материалы в обезличенном и обобщенном виде для подготовки аналитических материалов и маркетинговых исследований, характеризующих состояние рынка аудиторских услуг республики.

 

 

 

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ РЕЙТИНГА

 

В целях установления временного контроля над процессом проведения Рейтинга Общественный совет разрабатывает и утверждает График проведения Рейтинга.

В Графике конкретно указывается вся процедура проведения Рейтинга, которая начинается с разработки Вопросника, включает процессы сбора и обобщения информации, расчета Рейтинга, согласования с Общественным советом его результатов и завершается публикацией Обобщенных итогов Рейтинга в средствах массовой информации с последующей рассылкой Полного перечня итогов Рейтинга аудиторским организациям республики.

После утверждения Графика за текущий период Рейтинга до завершения рейтинговой оценки Общественный совет не имеет права его изменять.

 

ТЕКУЩИЙ ПЕРИОД РЕЙТИНГА

 

Под текущим периодом проведения Рейтинга подразумевается конкретный отчетный период деятельности аудиторских организаций, по итогам которого рассчитываются рейтинговые оценки их деятельности.

Отчетным периодом деятельности аудиторских организаций считаются итоги предыдущего отчетного периода.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕЙТИНГА

 

Рабочий орган каждый раз перед началом проведения Рейтинга разрабатывает и вносит на рассмотрение и утверждение Общественного совета Перечень вопросов для проведения Рейтинга, высылаемый аудиторским организациям республики.

Вопросы в совокупности должны охарактеризовать деятельность аудиторских организаций республики за отчетный период и быть одинаковыми для всех аудиторских организаций.

Вопросы, ответы на которые могут ущемлять права аудиторских организаций на сохранение конфиденциальности, могут быть включены в Перечень по решению Общественного совета с условием сохранения конфиденциальности и их использования Рабочим органом в обезличенном (обобщенном) виде.

Для подтверждения представленных со стороны аудиторских организаций материалов Рабочий орган по согласованию с Общественным советом имеет право запрашивать их финансовую отчетность (формы NN 1-5), а также входящие в Перечень вопросов данные, которые не отражены в финансовой отчетности.

Рабочий орган по указанию Общественного совета имеет право каждый раз проверять достоверность представленных материалов непосредственно в аудиторских организациях.

 

МЕТОДИКА РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ

 

Методика рейтинговой оценки представляет собой документ, направленный на обобщение и сравнение количественных и качественных показателей деятельности аудиторских организаций за текущий период Рейтинга.

В Методике количественные и качественные показатели деятельности аудиторских организаций подразделяются на группы в зависимости от признаков их сходности, которые в целях Рейтинга называются «параметрами». Каждый параметр состоит из нескольких количественных и качественных показателей итогов деятельности аудиторской организации, каждый из которых в отдельности называется коэффициентом Рейтинга.

В ходе расчета итогов Рейтинга каждому коэффициенту присваиваются определенные баллы, которые в последующем усредняются для расчета общего балла по каждому параметру. Посредством усреднения общих баллов всех параметров выводится общий итоговый рейтинговый балл аудиторской организации.

Конкретный перечень коэффициентов и параметров, порядок расчета обобщенных и усредненных баллов приводится в Методике рейтинговой оценки.

 

 

 

Председатель правления

Палаты аудиторов Узбекистана                                             Р.М.Хайдаров

 

Председатель Совета

Национальной ассоциации  бухгалтеров

и  аудиторов Республики Узбекистан                          М.М.Тулаходжаева